11 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ИСПОЛНИТСЯ 75 ЛЕТ СО ДНЯ ПРИХОДА ПЕРВОГО СОЮЗНОГО КОНВОЯ В ПОРТ МУРМАНСК

Арктические союзнические конвои – это особая страница в летописи Второй мировой войны. Неоценим вклад северных портов – Мурманска и Архангельска – в приемке и разгрузке транспортных судов, перевозивших жизненно необходимые грузы для борьбы с немецкими захватчиками (танки, пушки, боеприпасы).

Претерпев в декабре 1941 года крупное поражение под Москвой и поняв, что война принимает затяжной характер, германское командование решило перенести основное внимание на Северном морском театре с внутренних транспортных линий, где врагу так и не удалось нарушить наши сообщения, на внешние морские коммуникации. 

Первые конвои, начиная с августа 1941 года, принимал порт Архангельск. К декабрю 1941 года, когда льдом сковало Белое море, была закончена прокладка железной дороги от Белозерска до Обозерской. Мурманский порт, получив транспортную связь с центром страны, вновь приобрел важное стратегическое значение.

В середине декабря 1942 года в Мурманск приехал Уполномоченный Государственного Комитета Обороны Иван Дмитриевич Папанин, представители Британского министерства морских перевозок для урегулирования вопросов, связанных с конвоями. Потребовались неимоверные усилия портовиков, моряков, судоремонтников, чтобы в кратчайший срок подготовить порт к приемке большого количества советских и иностранных судов с ленд-лизовскими грузами.

11 января 1942 года Мурманск принял конвой PQ-7 в составе девяти иностранных судов и парохода Мурманского морского пароходства «Чернышевский». Из-за суровых условий севера и полярной ночи темпы выгрузки были небольшими. Осложняли работу непрерывные бомбардировки немецкой авиации. Тем не менее, люди работали круглосуточно, не жалея себя, и через неделю порт принял еще один караван.

Из четырех военных лет самым трудным для нас в Арктике был 1942 год. Гитлеровцы сожгли половину Мурманска. Но город жил и работал во имя победы.

Зимой и летом при любом охранении несколько десятков торговых судов, малоподвижных, неповоротливых, загруженных до предела ценными грузами, представляли собой прекрасную цель и для подлодок, и для самолетов. Как правило, несколько транспортов конвоя становились жертвами «волчьих стай» Дёница или воздушных пиратов Геринга. Гибель судов, сопровождалась потерями моряков. Для многих сотен наших моряков могилой стали холодные арктические воды. Погибли десять судов Мурманского пароходства, в полном составе – экипажи пароходов «Ижора», «Куйбышев», «Кузнец Лесов», почти все моряки ледокольного парохода «А.Сибиряков», теплохода «Циолковский», парохода «Пролетарий» и т.д.

11 января мы вспомним войну и тех, кто внес огромный вклад в дело победы ценою собственной жизни. В 13.00 в сквере на улице Ленинградской в Мурманске состоится митинг, посвященный памятной дате и возложение цветов к мемориалам арктических конвоев. Затем в музее истории компании на ул. Володарского, д.6 пройдет встреча ветеранов Мурманского морского пароходства, участников полярных конвоев с молодежью города.