ВЕЧНОЕ ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ. НОВЫЕ КАРТИНЫ ГРЕКОВЦЕВ Игорь ДОНЦОВ «Воин России»

С первых дней своего существования Студия военных художников имени М. Б. Грекова уделяла внимание исторической тематике. Сначала это была по большей мере история Гражданской войны, но постепенно стал проявляться интерес и к более отдаленным временам. История России настолько богата яркими событиями, неординарными людьми, великими победами и невиданным героизмом, что пройти мимо такого материала не может ни один художник. В этой подборке картин на исторические темы ‒ полотна, которые появились на свет не более года назад.

Картина Александра Ананьева «Защитники Белого города отражают нападение польского отряда. 1618 год» рассказывает об одном из самых критических моментов в истории России. В конце сентября того года польско-литовское и запорожское войска встретились у стен Москвы, чтобы в очередной раз взять столицу Российского царства. Впрочем, запорожцы, не получив денег от Ходкевича, решили не участвовать в штурме, а потом и вовсе предали поляков и полками разошлись на службу другим государям. Один полк остался в России и присягнул Романовым, а другой ушел в Австрию и влился в армию тамошнего императора.

Главной линией обороны против поляков в Москве стал так называемый Белый город, каменные стены которого тянулись примерно по линии современного бульварного кольца и были последним серьезным укреплением перед Московским Кремлем. Свое название это место имело оттого, что здесь селились дворяне и бояре, находившиеся на постоянной государевой службе. Они были «белыми», то есть освобождались от налогов. Да к тому же и сама стена, представлявшая собой очень серьезное сооружение с бойницами, башнями и зубцами, с внешней стороны была выкрашена белой известью.

Поляки не имели ни времени, ни больших сил для длительной осады Москвы. Стояла промозглая осень и до первого снега оставались считанные дни. Командующий польскими войсками гетман Ходкевич попытался взять город с наскока и 1 октября 1618 года предпринял штурм крепостной стены Белого города. Он не знал, что в ночь перед штурмом на сторону осажденных перебежали два французских мастера-подрывника из-за того, что им заплатили меньше положенного. Они рассказали о планах польского командования и сообщили дату и время начала атаки.

Защитники Москвы под командованием князя Дмитрия Пожарского встретили захватчиков во всеоружии и отбили штурм. Это был последний акт долгой русско-польской войны. Он завершился полной победой молодого Московского царства. Новая династия Романовых устояла.

«Агитационная повозка Красной Армии в годы Гражданской войны» ‒ так назвал свою картину художник Николай Колупаев. На ней запечатлен момент приезда на фронт работников лишь недавно появившихся в армии политотделов. Девушка в кожаной куртке раздает ленинскую газету «Правда» кавалеристам в шинелях с синими «разговорами» на груди, а боец-агитатор исполняет под гармонь революционную песню «Интернационал». И главное в картине ‒ не блекло-голубой, с синими промоинами, цвет неба, не синие «разговоры» кавалеристов и не шинели цвета хаки, а красный цвет повозки с надписью «Крепи оборону РСФСР», красный платок у девушки и красный бант на оглобле. Революция и гражданская война ‒ это всегда кровь. А кровь почти такого же алого цвета.

Картина художника Дмитрия Белюкина «Синие ангелы». Подвиг русских моряков в Мессине» напоминает зрителям о героическом подвиге русских моряков, пришедших на помощь итальянскому городе Мессине в 1908 году после страшнейшего землетрясения. «Синими ангелами» их назвали мессинцы из-за цвета воротничков-гюйсов матросской формы.

Зимой 1908 года отряд боевых кораблей под командованием контр-адмирала Владимира Литвинова, состоявший из броненосцев «Цесаревич» и «Слава», а также крейсеров «Богатырь» и «Адмирал Макаров», совершал плановый учебный поход по акватории Средиземного моря. Помимо экипажей, на борту кораблей находились 166 гардемаринов Морского кадетского корпуса.

Утром 28 декабря 1908 года на русских кораблях услышали раскаты как будто далеких взрывов. Броненосцы и крейсера сильно тряхнуло, но никаких серьезных проблем не возникло. Только через несколько часов моряки узнали, что произошло землетрясение магнитудой 7,5 баллов на дне Мессинского залива. Впоследствии было установлено, что это страшное стихийное бедствие унесло жизни почти двухсот тысяч человек. Оно было сильнейшим в истории Европы.

Картина, представшая перед глазами прибывших в Мессину русских моряков, ужасала. Город был почти полностью разрушен, дымились многочисленные руины, уцелевшие жители выглядели растерянными и беспомощными, а выбравшиеся из разрушенной тюрьмы преступники грабили все, что уцелело.

Спасательные команды русских моряков сошли на берег. Матросы и гардемарины под руководством офицеров пробирались между развалинами и выкапывали людей из-под обломков. На пирсе был развернут импровизированный перевязочный пункт. Все спасательные работы шли на фоне продолжающихся более мелких толчков. Броненосцы и крейсера по очереди снимались с якоря и выходили из гавани Мессины в Неаполь и другие порты материковой Италии, чтобы доставить в местные госпиталя раненых, а на обратном пути привезти в разрушенный город продовольствие и медикаменты. Тысячи людей были спасены.

Два года спустя итальянское правительство наградило всех русских моряков. Контр-адмирал Владимир Литвинов получил крест ордена Итальянской короны, командиры кораблей и корабельные врачи получили специальную медаль «За помощь пострадавшим во время стихийных бедствий в Мессине и Калабрии». Все остальные члены экипажей, находившиеся в составе отряда, были награждены медалями с надписью «В память о катастрофе, обрушившейся на Мессину и Калабрию».

Война 1812 года не обделена вниманием живописцев. Одна галерея генералов-героев в Эрмитаже чего стоит! А еще есть панорама Бородинской битвы в Москве и сотни картин художников, включая канонические полотна Верещагина.

В этой подборке новых картин грековцев войне 1812 года посвятил две картины Сергей Трошин. Их названия говорят сами за себя и не требуют дополнительных разъяснений. Это «Павлоградские гусары» и «Бивуак донских казаков».

В своей картине «Вступление армии союзников в Париж. 1814 год» Александр Ананьев коснулся почти не затрагиваемой в изобразительном искусстве теме ‒ последним дням бесконечных наполеоновских войн. Бонапарт повержен и арестован, Франция склонила знамена и, наконец, в Париж входят русские войска во главе с Александром I. Входят красиво, парадом, а не так как французы, которые сразу бросились грабить храмы и лавки в Москве, а заодно и поджигать дома, чтобы замести следы своих преступлений.

Русские показали себя наиболее цивилизованной нацией в Европе. Они не тронули ни одной лавки, не сожгли ни одного дома. Они красиво вошли, красиво покутили по парижским тавернам и таким же красивым строем ушли в родную империю. На груди каждого генерала, офицера и солдата серебром отливала медаль с профилем Александра I и надписью на оборотной стороне «За взятие Парижа ‒ 19 марта 1814».

25 сентября 1799 года русские войска одержали одну из самых блестящих побед в походе по Швейцарии. В тот день наши чудо-богатыри выиграли схватку за Чертов мост. Швейцарский поход войск под командованием Александра Суворова, предпринятый в сентябре-октябре 1799 года, стал ярким свидетельством мужества и стойкости русских воинов. Никто до той поры не решался пройти альпийскими перевалами по засыпанным снегом тропам. А русские воины смогли преодолеть путь и при этом выиграли несколько серьезных сражений, вырвав победу у французских войск. Кульминационный момент схватки за Чертов мост ‒ на полотне Дмитрия Ананьева «Швейцарский поход Александра Васильевича Суворова. Ущелье Рейс».

Современник Суворова адмирал Федор Ушаков и блистательная эпоха парусного флота ‒ в полотнах Михаила Полетаева и Дмитрия Ананьева.

Чрезвычайно малоизвестный факт лег в основу картины Екатерины Камыниной «Первые пилоты России. 21 ноября 1911 года». Каждую осень царская семья Николая II выезжала в Крым. Жили они в Ливадийском дворце, и каждый день пребывания там император фиксировал в дневнике скупыми записями, поэтому многие из событий можно восстановить.

В тот год все царское семейство прибыло в Ялту на пароходе в конце сентября. По традиции набережная была украшена гирляндами зелени, коврами, разноцветными тканями. Публика, заполнившая весь берег, криками восторга встретила приход царской яхты «Штандарт». После торжественной встречи был дан концерт, а царская семья отправилась в Ливадию. Там Николай II не только отдыхал, но и вел приемы министров и других чиновников.

В конце ноября 1911 года к нему в Ливадию прибыли офицеры-воздухоплаватели, проходившие обучение в Крыму. Тогда авиация была в новинку, но в России, как и во всей Европе, понимали, что скоро именно владение воздухом будет предопределять победу в войне. А ощущение большой войны уже висело в напряженном европейском воздухе. Многие из тех пилотов, с кем встречался в тот осенний день Николай II, потом отличились на фронтах Первой мировой войны. А тогда они были почти героями, осваивающими очень рискованный вид военного противоборства.

А вот картина Алексея Евстигнеева «Русские авиаторы Первой мировой войны» вновь обращается к теме первых воздухоплавателей. Только здесь она уже решена армейскими коричневыми цветами, подчеркивающими, что время парадов и показов закончилось, а начались суровые военные будни.

Название картины Андрея Дроздова «Изобретатель радио Александр Степанович Попов докладывает адмиралу Степану Осиповичу Макарову» рассказывает нам практически все главное о встрече двух великих людей. И пусть Запад упорно считает изобретателем радио итальянца Маркони, мы-то хорошо знаем, что Александр Попов сделал это раньше и испытал тоже раньше на кораблях нашего военного флота.

Художник Валерий Мокрушин создал целую серию картин о развитии средств связи в России с древнейших времен. «Гонец Ивана Грозного» ‒ это лаконичный и емкий рассказ о той эпохе, когда сообщения передавались только на бумаге, а скорость их доставки зависела от бега лошадей и крепких ног стрельца.

Имя генерал-адъютанта Алексея Брусилова не нуждается в представлении. Кавалер десяти русских орденов и тринадцати иностранных, он вошел в историю как один из самых умелых военачальников нового времени. На картине Николая Колупаева «Генерал-адъютант Алексей Алексеевич Брусилов» на мундире полководца только три ордена, но зато два из них ‒ это ордена Святого Георгия 3-й и 4-й степеней, высшая военная награда России. Он носил их с гордостью.

Именем Брусилова названа самая успешная наступательная операция русских войск в Первой мировой войне. Умелая подготовка, добротно поставленная разведка, в том числе в тылу врага нашей резидентурой, скрытная переброска войск и одновременный удар всех армий, а не одной, на главном направлении, как было принято в те годы академической наукой, предопределили успех в июне 1916 года.

Австрийский фронт был прорван, и русские войска углубились в позиции врага на 65 километров. Захват Луцка вызвал паническое отступление австрийских войск.

Брусилов был представлен к ордену Святого Георгия 2-й степени, но Николай II не утвердил награждение, заменив орден вручением Георгиевского боевого оружия с бриллиантами. После революции Алексей Брусилов перешел на сторону большевиков и в 1923 году назначен главным инспектором кавалерии Рабоче-крестьянской Красной армии.

Смотреть фотогаллерею: http://vr.ric.mil.ru/Foto

➡Подробнее: http://vr.ric.mil.ru/Publikacii/item/288768/

#РИЦ_Красная_звезда #ric_mil_ru